Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Стать русской

09.08.13

Русская культура как отражение русского бытия и мироощущения неотделима от понятия совести. «Совесть — вот что Россия принесла в мировое сознание», — говорил и с тем творил наш русский гений Георгий Свиридов.

Но совесть — это основной источник жизни человеческой души, ее внутренний разум, которым приобретаются драгоценные сокровища: достоинство, честь, мужество, верность, милосердие, смирение, и, наконец, наивысшая ценность человечества — готовность к самопожертвованию до отдания самой жизни. Эти духовные россыпи русской души мы и призваны хранить и охранять по долгу крови и как наследники русского духа. И именно в этом смысле мы понимаем суть консерватизма: как охранение плодов жизни и ее духовных основ.

Почему в таком случае у консерваторов столько высокоумных врагов? Потому же, почему многие вообще не желают, а точнее, не в силах жить по совести. Ведь даже малое делание добра требует сегодня неимоверной решимости, если не настоящей борьбы и самоотверженности.

Жизнь по совести становится настоящим подвигом. Своеволие и жизнь против совести именуется свободой. Однако из этих двух слов только «подвиг» русского происхождения. Во многих языках оно не имеет даже аналога...

Фарисеи-рыночники «ищут» сегодня национальную русскую идею. Они и не догадываются — или делают вид? — что национальная идея сохраняется в народном русском сознании уже более тысячи лет. Ее образ генетически запечатлен в душе и характере русского человека. Христос Бог и его заповедь любить ближнего как самого себя — наша русская национальная идея, и другой не бывать. Вся русская идея исчерпывается во Христе. Он и есть и Истина, и совершенная радость, и совершенная любовь и правда, и смысл жизни.

И проблема сегодня не в том, чтобы найти русскую идею, а в том, чтобы выразить ее в адекватной нашему времени форме. Проблема в том, чтобы восстановить духовную иерархию, вернув приоритет религиозному сознанию и просвещенности, пребывающим сегодня в тени рационализма, светской образованности и интеллектуализма, за которыми чаще всего — духовная пустота и самообман. Проблема наконец, в том, чтобы чтобы мы подчинили наши амбиции тому высокому предназначению, которое стоит перед нами. Сумели понять, что наши традиции и вера православная, воспитавшая характер наших дедов и прадедов, неотделимы от Церкви.

Проблема в том, чтобы русские захотели стать русскими по духу, что само по себе требует подвига, а не расслабленного самолюбования. Чтобы не смотрели на русскую церковь как на русский балет, которым гордится весь мир, но без которого можно и обойтись.

Чтобы усвоили мы, наконец, одну жизненно важную мысль, которая также есть одна из граней русской идеи: «Без Церкви нет спасения». Спасения не для россиян и не для русскоязычных, а для русских. В этом главная задача русского консерватизма: воспринять веру, подниматься с верой, хранить веру.

Остановить сегодня разрушительные стихии, восстающие против России и Церкви, немыслимо своими силами, без помощи свыше. «Без меня не можете творити ничесоже» — эти слова Божии не просто истина, они отражают абсолютный духовный закон жизни и творения добра. В них весь человек и его судьба. В них же — судьба русского народа и судьба России.

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"